московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

жанр проработки



  inna granina  Мне недавно в интернете попалась статья С.Ю.Данилова «Жанр проработки в тоталитарной культуре». Она была опубликована в сборнике «Стереотипность и творчество в тексте»: Межвузовский сборник научных трудов / Перм. ун-т. – Пермь, 1999. – 79с. Ее можно скачать по этому линку
www.psu.ru/pub/filolog_1/index.html - 14k -
Под проработкой автор понимает “особый советский тип осуждения – коллективное осуждение (на собрании, на заседании)”, который являет собой “последовательные выступления разных субъектов, объединенные общей темой и объектом оценки”.
Расцвет этого жанра пришелся на сталинский период, но еще в 70-е и даже в 80-е годы можно было присутствовать на разборе персональных дел сотрудников в разных учреждениях. Характерно, что вся страна относилась к этому жанру, как должному. Школьники оправдывались по поводу курения в школьном туалете, взрослые дяди послушно объясняли всему собранию, почему они состоят в интимной связи не только с женой.
Я вспомнила про этот жанр в связи с тем, что на первом канале ТВ появилась передача Гордон Кихот, которую ведет известный телеведущий Гордон. Она построена по принципу этого жанра. В студию приглашается известный человек. Ему предъявляется обвинение в аморальном поведении в широком смысле слова (отсутствие патриотизма, любовь к деньгам, стремление к дешевой популярности и пр.). Единственное отступление от канона проработки состоит в том, что объект проработки имеет право привести с собой группу поддержки (своих защитников). Но и в прошлые времена всегда были сочувствующие обвиняемому люди. К столу приглашается обвиняемый, и Гордон начинает его совестить с помощью специально приглашенных для этого людей. Я смотрела передачи, в которых объектом осуждения выступали К.Собчак, В. Ерофеев, М.Шуфутинский. Каждый из них держался с разной степенью стойкости. Страсти кипели вокруг этого обсуждения нешуточные. Их выплески есть и в блогах. Видно, что жанр проработки имеет своих апологетов в нашей стране. Я не симпатизирую приглашенным в студию, но сам способ оценки их личности мне кажется возвратом к тоталитарным временам.
В этой связи я предлагаю обсудить такие вопросы. Насколько жанр проработки является изобретением нашей страны в сталинский период? Есть ли что-то подобное в других странах? Чем он чреват для всех его участников? Зачем известные люди идут на всенародную порку по собственному желанию в передаче Гордон Кихот? Что вы испытывали сами, будучи свидетелями или участниками таких проработок?  

 2008-10-28  16:54:19
  inna granina   Я неожиданно нашла союзницу в осуждении программы «Гордон Кихот» в лице известной журналистки Ирины Петровской, которая ведет рубрику «Теленеделя» в газете «Известия». В «Известиях» за 7 ноября она опубликовала статью под названием «Грязные танцы в неприличном обществе», в которой анализирует поведение участников этой программы и ее ведущего. Ей также показалось непристойным обсуждение доходов и личной жизни людей (пусть и не самых симпатичных) в открытом эфире. Но она в этом увидела другую подоплеку этого действия. По ее мнению, «разоблачитель монстров и борец с ветряными мельницами на самом деле всего лишь пиарит знаковых персонажей нашего времени». Действительно, в этой передаче нет того праведного гнева, который был характерен для собраний советского периода. Хотя, подозреваю, и тогда были участники проработки, которые делали это чтобы выслужиться.
Вот кардинальное отличие нашего времени от советского. Жанр проработки превратился в один из пиар-ходов, то есть в другой жанр – эпатажного самопредъявления! Известному человеку предлагают пропиарить его на всю страну, но с условием небольшой критики. Учитывая возросший эксгибиционизм российских граждан и утрату элементарной стыдливости и чувства вины публичными людьми, очень многие соглашаются стать объектом критики новоявленного Кихота, к которому никак нельзя добавить Дон, поскольку это свидетельствует о благородстве происхождения.
А народу-то как хорошо! С одной стороны ему дают целую подборку порочащих фактов, старательно смонтированных в кино-ролик Гордоном. Когда бы все это он отследил! А потом еще и послушает перепалку двух сторон тоже далекую от моральных норм ведения дискуссий.  

 2008-11-13  15:37:30


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология