московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005






Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Стратегия грамотного письма (спеллинг).



  Валерия  Здравствуйте!

Недавно наткнулась на описание методики обучения грамотному письму с использование техник НЛП (описание методики я привожу ниже).
У меня у самой всегда были проблемы с грамотностью, а сейчас этим страдает мой ребенок, который учится в 3-ем классе. Меня данная методика заинтересовала, но хотелось бы все таки узнать мнение специалиста на этот счет. Насколько она эффективна и подходит ли для ВСЕХ детей, или только для визуалов? И еще в данной методике говорится, что люди, которые много читают, обучаются параллельно грамотности только в том случае, если книга расположена выше уровня средней линии взора (т.е. глаза уходят вверх). Но обычно же мы читаем, положив книгу либо на стол, либо держа на коленях...имеет ли смысл учить ребенка держать книгу при чтении выше уровня глаз?

Заранее спасибо за ответ.

Привожу описание данной методики:

"Техника НЛП "Стратегия грамотного письма (спеллинг)".

Существующие приемы образования в основном построены на передаче ученику некоторого объема содержательной информации. Однако содержание очень часто неэффективно организуется во внутреннем опыте людей. Можно обучать стратегиям организации субъективного опыта и стратегиям использования имеющейся у человека информации.

Люди, обладающие "врожденной грамотностью", безошибочно пишут, не обращаясь к существующим правилам грамматики. Они владеют особой стратегией, позволяющей не делать ошибок: запоминают слова в форме зрительных образов. Этот способ более эффективен, чем сохранение эталонов слов в форме слуховых образов. В последнем случае возникает ситуация, когда человек как слышит, так и пишет. А если ребенок плохо выговаривает какие-то звуки, то и при написании он будет их постоянно путать. Даже если звуковой эталон слова верно сформирован, а произношение и написание не совпадают между собой, то повседневная речь будет постоянно нарушать сложившийся эталонный образ. В этом случае человек будет вынужден всю жизнь опираться на существующие правила грамматики.

Стратегия грамотного письма включает в качестве ведущей системы зрительную модальность. Человек отыскивает необходимый ему эталон слова, перебирая зрительные образы. В сознание информация вводится тоже при помощи зрительного канала. Но оценка соответствия написанного слова эталону осуществляется посредством кинестетических ощущений. Человек просто чувствует, правильно или неправильно написано слово. При ошибочном написании возникает своеобразное ощущение в области средней линии тела. Именно оно позволяет ему утверждать, что допущена ошибка.

Данной стратегии можно обучить ребенка. Причем эффективность обучения намного выше, чем при заучивании правил грамматики. Правило можно забыть, стратегию забыть невозможно. Правило предполагает постоянное использование сознательных ресурсов человека. Стратегия действует автоматически, на неосознаваемом уровне. Она позволяет подключить бессознательные ресурсы, освобождая сознание для иных аспектов деятельности.
Методика формирования грамотного письма включает несколько специфических моментов. Обучающемуся человеку зрительно предъявляются для запоминания эталоны слов на карточках, чтобы потом их узнать.

Затем на мгновение ему предъявляются последовательно карточки с эталонами слов. Причем каждая карточка показывается так, чтобы при взгляде на нее глаза уходили вверх относительно средней линии взора. Это обеспечивает легкий доступ к зрительной памяти, в которой необходимо хранить эталон слова.

Предъявление карточки на короткое время осуществляется для того, чтобы человек узнал слово, но не успел его прочитать, проговаривая его про себя. Иначе эталон сформируется сразу в двух формах образов - зрительном и слуховом. В этом случае в момент написания слова может возникать конфронтация эталонов. Особенно если произношение и написание не совпадают.

Принято считать, что чем больше человек читает, тем грамотнее он пишет. Грамотность формируется только в том случае, когда глаза во время чтения уходят вверх относительно средней линии взора. Если человек читает, опустив глаза вниз (например, лежа), зрительные эталоны слов не формируются, доступ к зрительной памяти затруднен.

Предъявив вышеназванным способом некоторое количество слов, можно попросить ученика их написать. Наблюдение за движением глаз позволит вам контролировать используемую внутреннюю стратегию: при написании слова глаза первоначально уходят в верхний правый угол (зрительный доступ), а затем в нижний левый (доступ к кинестетическим ощущениям).

Рекомендации для формирования грамотности
1. Научитесь внутренне визуализировать слово (представлять), начиная с маленьких и простых слов.
2. Посмотрите на воображаемый внутренний образ слова и напишите его в обратной последовательности (справа налево). Проверьте написанное слово.
3. Разбейте слово на группы и постройте картинку слова из этих групп последовательно.
4. Мысленно закрасьте слово своим любимым цветом.
5. Мысленно расположите слово на знакомом для вас фоне.
6. Если слово длинное, мысленно уменьшите размер букв так, чтобы слово целиком легко представлялось.
7. Нарисуйте в воздухе пальцами слово в зеркальном отражении.
8. Начиная конструирование слова визуально, заканчивайте в позитивной кинестетике (как правило, позитивные чувства связаны со средней линией тела)".  

 2005-03-21  09:26:26
  Belyanin   Меня сбивает с понимания стиль написания данной рекомендации
>Люди, обладающие "врожденной грамотностью", безошибочно пишут,
>не обращаясь к существующим правилам грамматики.
1. не бывает врожденной грамотности, поэтому даже метафорическое использование этого понятия совершенно некорректно.
2. к правилам грамматики обращаться не надо. достаточно знание орфографии (это небольшой раздел грамматики).

> При ошибочном написании возникает своеобразное ощущение
>в области средней линии тела.
Что такое "своеобразное ощущение"? тошнота? галлюционации? Какого рода ощущение? слуховое? зрительное? тактильное? проприоцептивное?
Что такое "средняя линия тела"? Хорда?

>Обучающемуся человеку зрительно предъявляются для запоминания
> эталоны слов на карточках, чтобы потом их узнать.
синтаксис (строение) этой фразы совершенно английский. надо бы "для того, чтобы он узнал их" (Эталоны? слова? написание слов?)

Неточности и небрежности вызывают у меня много вопросов. Но идея верная: для того, чтобы научиться писать слово, надо его видеть, запомнить (написать, в частности) и неоднократно воспроизводить. после этого человек будет писать "более грамотно" отдельные слова.

Какие будут еще мнения?

  

 2005-03-21  17:23:23
  Андрей Белов  По-моему, полный бред. Особенно насчет написания слова в обратной последовательности и насчет того, что формирование грамотности зависит от направления взгляда при чтении. По всей видимости, автор прочел какую-то плохую (и даже, вероятно, не целиком) книжку по НЛП и решил, что может уже и сам что-нибудь сочинить. Гораздо быстрее просто запомнить (даже если просто зазубрить) написание слова, чем проделывать все эти нелепые процедуры.  

 2005-03-22  01:15:43
  Belyanin  Дело в том, что "просто запомнить" не бывает. Это тоже как-то делается. Тоже есть приёмы. В НЛП (а это именно оно, родимое) делается попытка это алгоритмизировать. Может быть, не очень удачная, но попытка.

  

 2005-03-22  06:17:27
  Лимонка  Насколько мне известно, люди различаются по преобладающей стратегии запоминания информации. Кто-то лучше запоминает образную информацию (визуалы), кинестетики лучше запоминают информацию совершая движения (например, при ходьбе, шевеля губами), аудиалы лучше помнят слова.

Или, в зависимости от доминирования левого либо правого полушария, у людей преобладает словесно-логическое (абстрактное) или образное мышление.

Так вот если человек, например, ярко выраженный представитель левополушарного типа, то ему будет нелегко визуализировать слова.
По-моему, ему легче запомнить словесно сформулированное правило и пользоваться им.  

 2005-03-22  09:15:00
  Андрей Белов  Под "просто запомнить" я имел в виду обычную для данного человека стратегию запоминания - в отличие от той, что предлагается выше (и, по-моему, к НЛП изложенный в этой заметке алгоритм имеет самое отдаленное отношение; здесь мы видим, скорее, просто игру терминами).  

 2005-03-22  11:20:51
  Belyanin  коллега, позвольте спросить, что Вы имеете в виду под "обычной стратегией"?

  

 2005-03-22  16:23:20
  Андрей Белов  Ну, с одной стороны, то, что описывается в учебниках по психологии, т.е. общие для всех людей (с известными оговорками) принципы функционирования памяти, с другой - сложившиеся у данного ребенка техники запоминания (или, возможно, какие-то врожденные (?) предпочтения, типа тех, о которых говорит "Лимонка"). Т.е. такая "стратегия" - это способ, которым данный ребенок обычно пользуется при зпоминании материала (что она конкретно из себя представляет, я, конечно, сказать не могу; и как ее продиагностировать, я, к сожалению, тоже не знаю).  

 2005-03-22  19:40:38
  Belyanin  =общие для всех людей (с известными оговорками)
НЛП как раз и пользуется тем, что достаточно сложно описать привычные процедуры восприятия. Оно пытается предложить аппарат для описания этого привычного и некоторые алгоритмы. В этом его (НЛП) сила.
Другое дело, что проверить это на практике они не могут тоже, но это "другое дело" :-)

  

 2005-03-22  20:11:51
  Андрей Белов  Да я и не спорю насчет НЛП, мне оно самому нравится (особенно если иметь в виду классические работы), только мне кажется, что приведенный фрагмент - просто подделка под НЛП. Это ничуть не лучше, чем "НЛП и духовность" :)  

 2005-03-23  01:00:49
  Мастерица  Погодите. А вы пробовали описанную технику?
Чтобы сказать, что это "подделка", надо реально попробовать.
Меня интересовал вопрос "врождённой грамотности" (пусть термин и кривой, но прижился), я сама такая и интересовалась стратегиями людей, пишущих грамотно, но "не помнящих правила".
Могу сказать, что некоторые правила такие люди таки помнят. Вроде того, когда после "ц" пишеся "ы". Неправильно написанное слово действительно вызывает "некие ощущения дискомфорта". Общее у таких людей - все они много читали с раннего детства. Из интересного - все они редко проговаривают неизвестные слова, часто встречающиеся в тексте (имена героев, к примеру), воспринимают их, как повторяющуюся картинку, потому часто не могут назвать имя героя.
Потому нет ничего странного в рекомендации "запоминать образ слова и визуализировать его". А наблюдение за глазами (сложно, кстати) позволяет хоть как-то контролировать процесс научения визуализации.
Не вижу здесь "подделки под НЛП", другое дело, что раскрытие темы не очень убедительно для специалистов и не вызывает у них желание экспериментировать, с этой стороны это "плохое" НЛП...=)  

 2005-04-28  02:03:40
  Андрей Белов  Конечно, нет ничего странного (как и ничего новаторского!) в рекомендации "визуализировать" слово, однако названные способы визуализации вызывают большие сомнения. Создается впечатление, что автор методики (который, веротяно, и сам ее не применял) просто собрал в одну кучу все, что ему в голову пришло! Представьте, к примеру, что ребенку в течение четверти нужно запомнить несколько десятков словарных слов - станет ли он таким образом все их "визуализировать"? Вряд ли это возможно... К тому же, простое запоминание внешнего вида отдельно взятого слова - это далеко не идеальный способ (особенно если появление ошибки вызвано нарушением правила). Гораздо лучше, если трудные слова будут встречаться ребенку в текстах упражнений, если на их примере будут проводиться разного рода разборы, если они будут использоваться в работе со словарями и т.п.  

 2005-04-28  02:58:44
  Belyanin  Абсолютно согласен с Андреем Беловым: отдельно взятое слово запоминается гораздо хуже, чем слово в контексте. Даже слово родного языка (если взять, к примеру, карточные термины, названия деталей автомобиля для "чайника"-dummy и т.п.). Мы ведь мыслим не словами, а как минимум фразами.

  

 2005-04-28  03:10:43
  Мастерица  Гм... Это так, но мы мыслим не "картинками" слов или фраз (мы их _проговариваем_), а в теме шла речь о запоминании "картинок" (проговаривание для грамотного письма как раз вредно, потому что слышится одно, а пишется - другое).  

 2005-04-28  11:32:12
  Андрей Белов  Это верно, но я имел в виду скорее не проговаривание, а неоднократное чтение и записывание слова в разных контекстах, чтобы усвоение его происходило более естественно (по сравнению с просто визуализацией). Кроме того, это позволяет сочетать усвоение графической формы слова с усвоением его функционально-семантических свойств, что тоже нелишне :)  

 2005-04-29  04:54:57
  Мастерица*  Да, так мы однозначно получим повышение грамотности у многих учеников.
Но речь была с самого начала, как я поняла, об обучении людей _стратегиям_, которыми пользуются люди с "врождённой грамотностью".
Думаю, что Валерия, которая задала этот вопрос, вполне может позаниматься с ребёнком по приведённой методике - хуже от этого не будет. Игра со словами в любом случае снимет неуверенность при письме.
Хотя приведённая методика не адаптирована для третьекласника, но можно придумать что-то.
В любом случае я бы в первую очередь порекомендовала - ребёнку побольше читать, а лучше всего - читать с ребёнком. Берётся книга с хорошим шрифтом, садится на колени ребёнок, мама читает вслух, предлагая ребёнку по ходу следить за словами, для начала можно при чтении водить по книге карандашем или пальцем. Вот тут и запоминаются зрительные образы целых слов.
Кстати, так можно маленьких детей учить читать.=)  

 2005-04-29  15:55:07


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.





Rambler


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология