московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005






Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Стоп-сигнал



  Belyanin  пообщался с человеком, который поведал мне истории своих неудач. как он считает, это усугублялось тем, что некоторые люди (которые мы решили в ходе беседы называть не стоп-людьми, или стопщиками, а просто обобщенно "стоп-сигналами") останавливали его от дальнейших действий.
Они говори простые слова:
- да ладно тебе, тебе что, больше всех надо?
- да зачем это тебе нужно?
- ну получишь ты это, и что?
- ну попробуй, посмотрим, что у тебя получится
были и такие, которые старались "забить" его:
- ты что думаешь, один такой умный?
- если ты еще раз ...
- видали мы таких, которые ...
- туда только сунься - сразу ...
- и что, вы считаете это своим достижением?

короче, эти слова впечатывались в его мозг и останавливали его от дальнейших действий. конечно, он и сам был не уверен, но любое подобное высказывание уверенности не добавляло.

а были ли в вашей жизни, уважаемые посетители сайта, подобные люди, которые не то что бы мешали, но активно не способствовали вашему продвижению?
и как вы это преодолевали?

  

 2005-05-26  03:20:54
  Лимонка  Да, а еще эти люди в случае неудачи любят говорить: "Ну, вот! Я же говорил, предупреждал..."

Я подобным "доброжелателям" всегда говорю: "Не учите меня жить, а лучше помогите материально!"

А для противостояния этим стоп-сигналам важна уверенность человека в себе (иногда даже излишняя самоуверенность). В конце концов, лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что НЕ сделал:)  

 2005-05-26  09:34:33
  Мастерица  Когда я слышу такие слова, то назывю это "подлить ядика"..=)
Способ борьбы есть - полностью игнорировать такие фразы, не осмысливать их и самое главное - не оспаривать даже в своих мыслях, тем более не вступать в спор с человеком, котороый так говорит.
Особо ядовитых лучше вообще резко обрывать.
Ещё помогает своеобразный юмор....К примеру на фразу
"- да ладно тебе, тебе что, больше всех надо?" отвечаем "Угу, конечно, больше всех. Я, бывало, как проснусь утром, ещё встать не успел, а мне уже больше всех надо, потом кофе выпью, успокоюсь, а потом опять - больше всех надо..."
"- ты что думаешь, один такой умный?"
"Да, мне мама с детства говорила, что такой умный - я один, у меня и справка есть..."
"- если ты еще раз ..."
"А можно, я самый-самый последний раз??? И ещё скажи - что мне можно делать МНОГО раз?"
"- ну попробуй, посмотрим, что у тебя получится"
"Обязательно посмотрите! Я даже билеты на зрелище нарисовал - хочу всех знакомых пригласить!"
Ответы (как можно более бредовые) нужно произносить подчёркнуто спокойно и серьёзно. Вызывает ступор у собеседника...=)
Благодаря такой технике от меня быстро отстало большинство "ядовитых" знакомых. Хотя, конечно, не во всех ситуациях можно поступить именно так, но в любом случае надо научиться игнорировать "ядик". Сказать себе "эта фраза не имеет смысла, это просто яд, не стоит ни думать об этом, ни отвечать на это."  

 2005-05-27  01:25:20
  Кукла  Я, если мне "доброжелатели" говорят какие-то язвительные замечания (даже не обязательно стоп-сигналы) отвечаю им: "Ой, и не говори! Может ты и права! И куда я суюсь...действительно, разве мне больше всех надо..."

То есть я, в принципе, с ними абсолютно соглашаюсь, признавая себя тупицей и т.п., но в тоже время поступаю так, как сама считаю правильным. Просто многие люди, которые так говорят (или говорят с подтекстом), рассчитывают, что ты начнешь с ними спорить, приводить аргументы в свое оправдание, злиться и т.п. А ты вот так берешь - и обламываешь им весь кайф:)

Вообще, не раз убеждалась, что очень выгодно уметь искренне посмеятся над собой и сложившейся ситуацией. Ведь мы, обычно, в ситуациях, когда нас ругают, делают замечания и т.п., защищаемся, расстраиваемся, а гораздо выгоднее со всем согласится да еще и посмеятся над собой. А вступать в спор с дураками и что-то им доказывать - себе дороже! Зачем зря нервы тратить?:)  

 2005-05-27  08:46:51
  Svetlana  Наверно,моя тетя является "стоп-сигналом": после окончания школы я поехала в Екатеринбург поступать в какой-нибудь ВУЗ,без труда,подготовки и особых раздумываний я поступила.ЧЕрез год ,забрав документы,приехала в Питер-решила учиться здесь.Познакомилась с родственниками,о наличии которых только слышала и началось:" Света,ты подумай,не все так легко,тут все сложно,просто так ничего не дастся и т.д. и т.п." И что же? Естественно,я начала думать:" Ну да,да,вдруг я не поступлю,знаний особых нет,таких как я сотни,с моей несерьезностью я точно не поступлю..." Я и не поступила.Пришлось идти в мед.училище.И до сих пор тетя (да и другие "взрослые") говорят :" Подумай,не все так просто "И ты останавливаешься,тратишь время на раздумывания,убеждаешься,что как-то слишком легко мне удавались некоторые вещи,надо бы посерьезней относиться..."  

 2005-06-29  11:39:04
  Belyanin  совершенно верно: чужой скептицизм может остановить того, кто не достаточно уверен в решении, которое ему предстоит принимать.
именно поэтому самые важные в жизни решения стоит принимать, не советуясь с другими. Они
а) видят проблему со своей точки зрения
б) могут обладать критичным и - не дай бог - негативным мышлением
в) могут иметь на вас не осознаваемое вами воздействие.
г) охранительные тенденции в советах (сиди-ка ты лучше дома).
прочитал вчера на футболке своего студента:
The greatest risk in lfe is not to take one...
По типу: самая большой риск прожить жизнь не так состоит в том, чтобы не рисковать.

  

 2005-06-30  02:10:34
  Лимонка  Стоп-сигналы не обязательно могут иметь явно выраженную негативную окраску, но все равно их влияние на жизнь человека может быть плачевным. Это т.н. установки (по Э.Берну).

Примеры некоторых установок.

Родители. Дают главные установки на жизнь: "Я плохой", "Я хороший". Заранее определяют будущую роль в социуме: "Мужчина - добытчик, женщина - домохозяйка". Формируют цели: "Самое важное - удачно выйти замуж".

Школа. Самая негативная установка, которую может дать школа: "Ты глуп". Установки: "Быть простым рабочим - удел неудачника", "Нужно читать правильные книги", "Люди без образования не станут победителями" - искажают истинный смысл понятия "счастье".

Церковь. Установки церкви воспитывают пассивный подход к жизни. Типичные послания: "Жизнь человека в руках господа", "Если у вас что-то не получилось, значит, нет на то воли Божьей", "Бог не допустил", "Бог не благословил", "Ты грешен по своей природе".

Государство. Установки на воспитание гражданской ответсвенности культивируют заурядность, конформизм: "Не выделяйся", "Жертвуй личным ради общего". Воспитание национальной гордости провоцирует ксенофобию: "Моя страна, моя нация лучше всех".

Корпорация. Основные правила: "Самое важное - сделать карьеру", "Интересы корпорации - твои интересы", "Помни, что ты член команды".
Такие установки воспитывают чувство неуверенности, тревоги, провоцируют стрессы, зависть, недоверие к коллегам.

Семья. Установки мужа жене: "Ты некрасивая, глупая, плохо готовишь, кому ты кроме меня такая нужна". Это вырабатывает у женщины чувство неуверенности в себе, смирение перед судьбой и заставляет еще больше держаться за своего мужа, даже если тот пьет, бьет и изменяет ей.  

 2005-06-30  14:11:47
  Belyanin  2 Лимонка
и - самое главное - эти установки даются очень скрыто, не всегда напрямую. а тихим вкрадчивым голосом. или "дают понять".

  

 2005-06-30  15:45:12
  Кукла  Чтобы преступить к переделке своего жизненного сценария, человеку надо сначала понять, каков этот сценарий и почему его надо менять. По теории американского психолога С. Карпмана, большинство наших проблем заключены в ролевом треугольнике «Спасатель - Преследователь - Жертва». Классический пример треугольника: злобный шеф (Преследователь), забитый подчиненный (Жертва), лучший друг (Спасатель).

Обычно человек исполняет одну из ролевых функций чаще других, интенсивнее осваивая ее, открывая все больше способов получать дивиденды в виде определенных эмоций, уже ставших для него необходимыми. При этом он интуитивно окружает себя людьми, которые так же органично исполняют роли недостающих для мизансцены персонажей. То есть Жертва будет подсознательно искать своего Преследователя, Спасатель - Жертву и т. д. Более того, если человек живет по проигрышному сценарию, он с азартом игрока ищет и провоцирует ситуации, где сможет потерпеть неудачу и сыграть запрограммированную родителями роль.

В подтверждение можно привести данные статистики, согласно которой у 80% жен (Жертва) бывших алкоголиков (Преследователь), повторно вышедших замуж, мужья (Спасатели) снова оказываются алкоголиками. То есть позиция "жена алкоголика" определяется жизненным сценарием и ролью Жертвы.

Берн полагал, что выбираться из сценария человеку помогают "война, любовь или психотерапия".

Подтолкнуть человека к ломке сценария могут возрастные кризисы: кризис 30-летия и кризис среднего возраста. Первый настигает человека в 28-33 года (время окончательного прощания с юношескими представлениями о жизни), второй - в 38-45 лет (страх перед наступлением старости, сожаление о безвозвратно упущенных возможностях).

Кто-то бежит в Тибет, кто-то спасается антидепрессантами, кто-то погружается в экстрим. Но все это лишь попытки заглушить недовольство собой и страх. В какой-то момент многие начинают понимать, что нужна кардинальная смена жизненных ориентиров. Это в итоге и приводит к смене сценария. Таково позитивное влияние возрастного кризиса, психологи воспринимают его как настоящий подарок судьбы.  

 2005-07-01  10:22:33
  Insomnia  The greatest risk in life is not to take one...

Если бы я увлекалась тату, это бы стало моей первой татуировкой:):):) Класс!!!
По поводу discouragement: была такая теория о "научаемости беспомощности" в 60е годы в Америке. Ученый из Пенсильванского университета ставил опыты на животных, воздействуя на них небольшим зарядом тока. Не помню имени ученого, к своему стыду, но смысл заключался в следующем: те собаки, которые не могли контролировать заряды электрического шокера (его то включали, то выключали, абсолютно бессистемно, вне зависимости от того, что делала собака: лаяла или прыгала), переставали со временем даже пытаться избежать воздействия зарядов. Они просто ложились и скулили.
Так вот эти стоп-фразы пытаются, как мне кажется, научить беспомощности. Типа, "все равно ничего не выйдет, не тратьте усилий понапрасну". Как ни парадоксально, человек, эту фразу произносящий, как правило желает "добра" со своей точки зрения, то есть пытается сохранить Вас от неоправданных энергозатрат.
Как-то наблюдала такую сцену: семья (мама, папа, 2 дочки) пришли на берег реки. Одна девочка, постарше (лет 11-12) сразу полезла в воду и стала с удовольствием плескаться и резвиться. Вторая (на вид ей было лет 7) прыгала по берегу и просила родителей пустить и ее поплавать. На что оба родича ей ответили: нельзя, ты еще маленькая, плавать не умеешь, и сама все равно не научишься. Дите продолжало настаивать - а я на мелководье, а я попробую, как сестра. Родители были неприклонны: да не сможешь, тебе говорят! в итоге девчонка села на берегу у воды и больше так с места и не двинулась, пока вся семейка не засобиралась домой. Вот тут-то мне собачки Пенсильванские и вспомнились. И ведь никто не ставит под сомнение, что родители хотели своему ребенку добра и охраняли ее здоровье.

  

 2005-10-29  22:10:51
  Dark  Открываем первый в истории психолингвистический тату-салон? :-)  

 2006-05-22  19:39:46
  Drolevar  Тема, похоже, заглохла, но хотел бы обратить внимание на другую сторону медали.
Есть люди, которые воздействуют на меня прямо противоположным образом - побуждают к действию. Вот посмотришь на такого - и думаешь: "Хм. У него получилось, а почему у меня не получится? Надо попробовать". Что самое интересное, таких людей не очень много, и они не обязательно должны быть близкими друзьями.
Вот и вопрос: а что именно в человеке заставляет другого человека поверить в свои силы?  

 2006-05-25  13:23:34
  Марина I  Любовь и вдохновление. Надо любить и вдохновлять окружающих на "подвиги": Ты такой умный, (сильный, находчивый) - у тебя это обязательно получится! Почаще хвалить, причем не только детей. Почаще восхищаться и учится видеть (и поощрать) даже самое маленькое хорошее дело\мысль\движение в людях.
К сожалению. у многих с детства принято удерживать детей от любых поступков, где требуется некое усилие (как в вышеописанном случае - маме было лень залезть с дочкой в воду и она предпочла внушить дочке чувство неполноценности)
Научится вдохновлять себя и других сложно... У меня вокруг тоже все больше стоп-сигналы. Мне кажется. это связано с исчезновением патриархальной трех=коленной семьи, где роль вдохновителей и утешителей играли бабушки и дедушки, беря, в свою очередь. пример со своих бабушек и дедушек. Нынешние бабушки-дедушки выросли в семьях , покинувших своих деревенских родителей в годы тотальной индустриализации страны (20-30годы). Ныне мы пожинаем плоды разрушения цепи поколений. В Америке и западной Европе эта цепь оборвалась еще раньше...
Таким образом, ежедневно вдохновлять своих прямых потомков, поднимая их уверенность в себе и гордость за свою семью, хотя и более чем естественно, но по причине разобщенности семей, почти невозможно теперь. Ну а вдохновлять соседа\ближнего своего - это новый этап, и до него мы еще не доросли...
Вот и сели в лужу - ни любви ни вдохновения ни общения кроме как интернет... А изменить что=то страшно, с детства не приучены верить в свои силы  

 2006-05-25  22:04:01
  Belyanin  в вот продожение списка (он явно неполный)
просто вопрос
- да зачем тебе это надо?
- ну сделаешь, и что?
угроза
- а мне-то зачем об этом говоришь? хочешь делать - делай. только потом не говори, что я тебя не предупреждал
- ты должен отдавать себе отчет в том, что если ты не сможешь это сделать с первого раза, то никогда больше тебе не будет доверия
снижение ценности
- тоже мне, бином Ньютона
- да это же прошлый век
намек на бессмысленность
- велосипед изобретаешь?
ирония
- Циолковский ты наш!

  

 2006-06-05  03:41:16
  annshv  извините, может я конечно не совсем в тему..., но: если человеку говорят такие вот "светлые" слова: "если вы не можете это делать - идите выходите замуж: повышайте демографический уровень в стране". Вот как на это реагировать? А этому человеку ты нагрубить не имеешь права (он старше, конечно умнее, да и себе дороже), игнорировать тоже невозможно. И человек выше тебя по социальному статусу (ты от него зависишь в некотором роде). Не хочу уточнять, так как слишком уж интернет общедоступен, тема психолингвистики его тоже интересует.  

 2006-06-08  02:02:52
  Belyanin  про рожать - это сексизм, мужской шовинизм, и простое хамство. хотя фрейдисты могут усмотреть и иное.
не знаю, что и посоветовать. не давайте поводов.

  

 2006-06-10  04:37:52
  annshv  Это не обо мне, о моей подруге - студентке, а это говорил ей не мужчина, а женщина, преподаватель по психолингвистике, по поводу ее курсовой. Уж и не знаю, что она хотела этим всем сказать, ведь студентка - не самая плохая, старается, делает все сама, не из интернета качает готовые работы, в библиотеке сидела не раз, работает с 9-18 с одним выходным (который и тратит на все это) может быть что-то и не умеет, но по-моему ей можно было просто помочь...  

 2006-06-13  02:31:13
  volod  Один из способов "стоп-сигнализирования" -- это демонстративная неубедительность и нелогичность. Человеку (просителю, заявителю, оппоненту), как бы дают понять -- "ничего не докажешь". НЕ СЛУЧАЙНО ЭТИ ТРИ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ ОЧЕНЬ РАСПРОСТРАНЁННЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ! НАРОД ВСЁ ПОНИМАЕТ!!! А способ противодействия только один -- говорить. Привлекать внимание общества к тупости "стоп-сигнализаторов".

ЛЮБАРСКИЙ  

 2006-06-13  12:13:39
  ИЗРАИЛЬТЯНКА  Если тема эта не заглохла, то собственно почему человек должен кому-то доказывать, что ,то что он делает - он делает ради себя любимого.Если человек занимает свою нишу в неважно каком виде деятельности,то стоит ли тратить свою энергию на выяснение отношений с опонентами.,Я, в таком случае.отключаюсь от недоброжелателя эмоционально и смотрю на развитие отношений как бы со стороны, ну как роль играешь на сцене. Юмор тоже неплохо помогает. А отношениям это не вредит, а наоборот.

  

 2006-07-06  01:58:53
  Belyanin  %почему человек должен кому-то доказывать, что ,то что он делает - он делает ради себя любимого.%

а ведь это тоже стоп-сигналы. не надо делать для других. делайте для себя. другие не поймут.
rather discouraging. :(

  

 2006-07-06  09:13:23
  volod  Человеку часто приходится предъявлять те или иные требования, отклонять те или иные требования. А демонстративно неубедительный скот-стоп-сигнализатор даёт понять: "Ничего не докажешь".

Они досигнализируются! Южное Бутово -- это сигнальчик. Советская власть рухнула отчасти от того, что была демонстративно неубедительна. Это очень раздрожало.

ДЛЯ РОССИИ ЖЕЛАТЕЛЬНА БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ АНТИСТОПСИГНАЛИЗАТОРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. (НО НЕ ДАЙ БОГ, ЕСЛИ ПЕРЕРАСТЁТ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ.)

ЛЮБАРСКИЙ  

 2006-07-06  11:36:36
  ИЗРАИЛЬТЯНКА  Уважаемый профессор! Не поняла! А разве другие обязаны понимать так как я. Если это в рамках их интересов то и в этом случае человек понимает по-своему, исходя из своей картины мира. А если -нет,то вообще о каком понимании может идти речь. Поэтому достижение компромисса в обоих случаях выгодно и той другой стороне, было бы желание.Т.е. я никому не мешаю,и вы не мешайте мне тоже.А если вы мне мешаете, то я больше склонна думать, что вы мне завидуете .Значит эти интересы также значимы и для вас, и для меня.А если не завидуете, то и не значимы или вы такой же как и я.Поэтому,если сконцентрироваться только на дело в чистом виде и не тратить свою энергию на выяснение отношений, то от этого в конечном итоге выиграет и дело, и сам человек.А что касается недоброжелателей- то это их проблема.Главное для себя знать, что , то чем ты занимаешься актуально для тебя, ты занимаешь свою нишу.И в этой нише ты не заменим.А другие - в своих нишах.Главное - найти ее для себя. А ваше мнение ?

  

 2006-07-06  16:28:46
  Belyanin  %%А разве другие обязаны понимать так как я%%
в том то и сила позитивного мышления, что она заставляет других людей поверить в то, во что верит говорящий.
иначе это просто глас вопиющего в пустыне. можно говорить, а можно ... и не говорить. всё равно каждый понимает в меру своей ... начитанности.
"Идея только тогда достойна.... когда она овладевает массами" - меня так учили.
и стоп-сигнал - это показатель того, что другие и не понимают говорящего, и не хотят понять. поэтому желающий убедить других, должен уметь преодолевать эти стоп-сигналы. не стоять же на них вечно. остановился - вышел из машины, положил рубль на капот, и дальше поехал.

  

 2006-07-07  05:24:13
  ИЗРАИЛЬТЯНКА  Уважаемый профессор ! Рубль на капоте - это ли не манипуляция людьми в своих целях ? Общественным людям, как-то лекторам, артистам , всяким прорицателям и т.д. , имея вполне конкретные цели и и умение эффективно воздействовать на людей, совсем несложно овладеть массами. Пример - русская попса сегодня. Да что там,попса.Политики мирового масштаба выдают такие перлы на гора и никто ни за что не отвечает !Внедрить в сознание людей и без гипноза можно все что угодно, даже самую абсурдную мысль, типа того, что носки растут в капусте или хиджаб на голове у современной женщины это такая же необходимость как прокладки,а в Израиле живут самые умные евреи в мире . Т.е. какая цель такие и средства.Каждый живет в меру своей .... начитанности ли ?

  

 2006-07-07  12:32:35
  Belyanin  об чём и речь
кому-то надо вдохновлять людей (Данко)
а кому-то останавливать (Раскольников)
а простому человеку отбиваться от вдохновляющих и обходить тормозящих - чтобы выжить в своём мире спокойствия (помните, "глупый пИнгвин робко прячет тело жирное в утёсах" - сколько ненависти в этом непринятии жизни как подвига). а люди просто хотят жить. а их между молотом и наковальней.
поэтому мы и выясняем как избежать этих двух зол (ведь подначивание - тоже может неизвестно куда вести, если об этом неизвестно ведомому - в этом суть манипуляции).

  

 2006-07-07  17:34:13
  Tomi  Как не странно но у меня стоп сигнал «У тебя все получиться», после этих слов у меня не выходит нечего, и не важно кто это сказал человек который доброго мне желает или наоборот. :(  

 2006-07-07  17:35:10


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.





Rambler


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология