московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

синтаксис гендерных различий



  Марья  мужчины и женщины по-разному мыслят, выражают свои эмоции и проч. компании страждущих до знаний и открытий студентов пришла в голову мысль, что, может, и предложения своей речи представители разного пола строят по-разному? возникла некая рабочая гипотеза. и теперь очень интересно, писалось ли что-нибудь об этом? делалось ли что-то в этой области?
может, кто знает чего? интересуется?? читал про это???
поделитесь тайным знанием!
:-)  

 2004-02-17  19:11:04
  Belianin  вот начало раздела 2. ЯЗЫК И ГЕНДЕР из моего учебника "Психолингвистика" (М., Флинта 2003)
================================================
Исследования речи мужчин и женщин показывают, что имеются определенные отличия между тем, как говорят и пишут мужчины, и тем, как говорят и пишут женщины.
Если в настоящее время не совсем корректно говорить о гендерлекте, то правомерно говорить об определенных особенностях речевого стиля мужчин и женщин. Он проявляется на двух уровнях – уровне речевого поведения и уровне речи. Так, мужчины чаще перебивают, более категоричны, стремятся управлять тематикой диалога и т.д. Существенно, что в отличие от распространенного мнения. мужчины говорят больше, чем женщины. Мужские предложения по своей длине короче женских. Мужчины гораздо чаще употребляют абстрактные существительные, а женщины – конкретные (в т.ч. имена собственные). Мужчины чаще используют существительные (в основном, конкретные) и прилагательные, в то время как женщины употребляют больше глаголов. Мужчины употребляют больше относительных прилагательных, а женщины – качественных. Мужчины чаще используют глаголы совершенного вида в действительном залоге.
========================================
Давайте обсуждать по частям. о.к.?  

 2004-02-17  19:42:05
  Марья  Собственно, интересует нас вполне конкретная вещь…. Возникла гипотеза, что мужчины и женщины сами фразы строят по-разному. Мужчина после подлежащего ставит сказуемое, а потом обстоятельство, а женщина напротив: подлежащее-обстоятельство-сказуемое. Мужчина: я делаю так. Женщина: я так делаю.
Хотелось бы узнать, насколько эта мысль правомерна и были ли какие-нибудь исследования по этому поводу?

Спасибо за участие  

 2004-02-18  00:31:22
  Belianin  Вот продолжение параграфа:
===================================================
Женская речь обнаруживает большую концентрацию эмоционально оценочной лексики, а мужская оценочная лексика чаще стилистически нейтральна. Женщины склонны к интенсификации, прежде всего положительной оценки. Мужчины более выраженно используют отрицательную оценку, включая стилистически сниженную, бранную лексику и инвективы. Если мужчины гораздо чаще употребляют сленговые слова и выражения, нелитературную и ненормативную лексику, в то время как женщины придерживаются слов с нейтральной стилистической окраской. К типичным чертам женской речи относится гиперболизованная экспрессивность (23) и более частое использование междометий типа ой!
(23) жутко обидно; колоссальная труппа; масса ассистентов
При использовании синтаксической связи мужчины чаще употребляют подчинительную, а не сочинительную связь. Причем мужчины чаще используют придаточные времени, места и цели, тогда как у женщин, в основном преобладают придаточные степени и уступительные.
==================================================
подходит под Вашу гипотезу?  

 2004-02-18  00:57:24
  Марья  Какая же это дискуссия? Я просто робко задаю вопросы, покорно и с интересом внемля вашим ответам….

Вот про сочинительную и подчинительную связь – это уже что-то. Было бы очень интересно прочесть данный параграф из вашего учебника целиком. И еще. Как-то все эти выводы делались. Проводились ли какие-нибудь исследования? И если да, то кем?

С признательностью  

 2004-02-24  01:24:30
  Belyanin  Проводилось очень много экспериментов на разных языках (русский, английский, украинский). Гендерная лингвистика называется. И конференции были многочисленные. Тема огромная-преогромная. Авторов десятки. Украина - Горошко Е.(О.), Москва - Кирилина А.В. (в её диссертации - докторской - огромная библиография - знаю, т.к. писал отзыв).
Поэтому попробуем немного сузить проблему, чтобы не утонуть.
Насколько я понимаю, у вас есть гипотеза. Её можно проверить очень просто. Можно дать испытуемым список фраз и просите сказать, какая из упомянутых кажется им правильной, а какая - нет. Или "Укажите варианты фраз, которые Вы употребили бы сами".
- Ну и как это сделать?
1. Я так делаю.
2. Я делаю так.
- И кто там был?
1. Я был(а) там
2. Я там был(а)
Мы пойдём завтра в лес,
1. и наберём грибы на засолку
2. чтобы набрать грибов на засолку.
Составив список, сделав анкету и опросив для начала 10 человек (5 мужчин и 5 женщин), Вы можете получить примерное представление о том, верна ли Ваша гипотеза. Для более точных выводов нужно опросить человек 50.  

 2004-02-24  02:06:54
  Марья  Идея про то, что надо опрашивать испытуемых тоже была. Только я считаю, что если дать человеку фразы не выбор, это заставит его задумываться над своим ответом, логически его выбирать. Ведь аналогия понятна! У меня была идея просто предложить группе людей высказаться на какую-то тему (можно даже о погоде, к примеру) дестью короткими, но полными предложениями. Это конечно, несколько ограничивает процесс написания, но на мой взгляд – более естественно…. Была еще идея взяться просто анализировать тексты художественных произведений различных авторов. Как вам такой метод?

Было еще у гипотезы продолжение. Оно заключалось в том, что в эмоционально значимых фразах (тут встает вопрос о критерии эмоциональной значимости, но пока его опускаем) все происходит ровно наоборот. То есть мужчина скажет «я тебя люблю», а женщина «я люблю тебя». Но до этого надо бы с первой частью все прояснить… :)  

 2004-02-25  00:19:53
  Belyanin  %То есть мужчина скажет «я тебя люблю», а женщина «я люблю тебя»%
В коммуникативной лингвистике существует такое понятие как "актуальное членение". Если упрощенно, то так: есть Тема (старое) и Рема (новое). В русском языке Рема ставится чаще в конце фразы. Например, такой вопрос как "Ты в воскресенье в кино была?" может иметь разные ударные слова:
Ты Нет, ты меня с кем-то спутала.
в воскресенье Нет, в субботу.
в кино Нет, мы в лес ходили.
была Нет, некогда было.
Поэтому в живом потоке речи порядок слов зависит очень часто от того, что после чего следует.
Надо принять это во внимание.  

 2004-02-26  16:59:50
  Belyanin  Вы можете попросить испытуемых высказаться, но при этом можете получить такой объём информации, который будет практически невозможно отструктурировать.
Лучше дать небольшой текст, и попросить его пересказать. С жёсткой инструкцией, которую не нарушать. Это позволит иметь исходный материал и его варианты. мужские и женские.
А еще проще: можно взять 10 интервью, произнесенных женщинами и 10 - мужчинами (запись прямого эфира). Выбрать там те структуры, которые Вам кажутся гендерноотмеченными, и посчитать.  

 2004-02-26  19:40:49
  Марья  
Конечно, контекст имеет значение! Но может в этом и состоит разница, в какой контекст ставят свои слова женщины, а в какой мужчины? Какое значение они предают своим словам.

Мы с друзьями долго анализировали фразы про «любить» (на мой взгляд, это одна из тех фраз, которая чаще других употребляется вообще без контекста :) ), пришли к некоторому выводу, или скорее гипотезе, что для мужчины в данном случае важнее объект его чувств, а для женщины само чувство. Осталось только узнать, действительно ли мужчины и женщины говорят это по-разному?

Вообще-то мы ставили перед собой задачу еще глобальнее – выявить некоторый объективный критерий проявления мужской и женской сущности. Ведь в каждом есть и то, и другое. Когда говорит так – мужское, когда этак – вылезает женское. Заманчивая перспектива….  

 2004-02-29  13:52:27
  Belyanin  Вами поставлена глобальная задача:
%объективный критерий проявления мужской и женской сущности%
Мне не очень понятно, что Вы имеете в виду под сущностью, что такое "критерий проявления", ну да ладно. Я не хотел бы Вас отговаривать от её решения, наоборот: я в Вас верю. Вы сможете это сделать.
Только попробуйте сначала решить небольшую задачу на простом материале простыми средствами. Например, дайте испытуемым три карточки со словами "я" "тебя" любить" и попросите составить предложения. Когда получится статистически значимое различие между мужскими и женскими примерами - идите дальше.
Как гласит китайская мудрость: "Самый длинный путь начинается с движения большого пальца ноги".  

 2004-03-02  18:14:49


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология