московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005






Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Изучение языков и психотипы



  Дмитрий Лытов  В эту тему я буду понемногу, примерно раз в неделю, сбрасывать материалы, связанные с влиянием индивидуальных различий людей на усвоение учебного материала, в том числе (и прежде всего) - лингвистического.

Для начала, с разрешения автора, даю ссылку на диссертацию Бетти Лу Ливер по данному вопросу (в виде PDF-файла). Диссертация была защищена на русском языке лет 6 тому назад:

http://crazylove.chat.ru/diss.zip

В своих исследованиях Бетти опиралась в основном на юнговскую типологию. На эту же типологию опирался и автор другого исследования, Олег Анатольевич Хрулёв, математик:

http://articles.socionic.ru/psycholingvist_author.php

Буду рад, если дискуссию продолжат и другие участники форума.



Отправка отредактированного (08-02-06 19:35)  

 2006-03-20  15:14:14
  Belyanin  я давно не видет Бетти (хотя мы переписывались еще в прошлом году), но если у кого есть автореферат с описанием ее работы, посмотрите, не оппонент ли я был у нее. я помню, что на последнем этапе активно помогал ей. Её работа далека от мистицизма социоников. Там много конкретного практического для преподавателей. спасибо за поднятую тему.

  

 2006-03-20  16:54:12
  Дмитрий Лытов  Ну, я бы не сказал, что соционика - это мистицизм. Выпущено на эту тему много, в том числе и откровенно рекламных (и низкокачественных) книг, и довольно хороших. Но ведь абсолютно та же ситуация, например, с НЛП.

А юнговская типология жива и поныне, вне зависимости от написанного вокруг и около.  

 2006-03-20  17:00:06
  Michael  "Её работа далека от мистицизма социоников"

Вовремя уточнили, Валерий Павлович, а то я уж было заинтесовался. :)
Но работа не скачивается отчего-то.  

 2006-03-20  17:02:06
  Дмитрий Лытов  Странно, что не скачивается. Напишите мне письмо - пришлю.  

 2006-03-20  17:06:30
  Дмитрий Лытов  Вот ещё один адрес, откуда можно скачать:
http://www.socioniko.net/ru/articles/leaver-diss.pdf

Файл весит около 700 кб.  

 2006-03-20  17:22:25
  Lozkovaiya  Дмитрий, у Вас есть наблюдения как усваивают английский язык этики и логики ( по соционической типологии). В чем различие? Вы сам логик, как вам дался английский язык по сравнению с другими языками?

Вот статья по индивидуальным различиям в изучении ин.языков в коллекцию http://magazine.mospsy.ru/nomer1/b3.shtml  

 2006-03-30  23:08:45
  Дмитрий Лытов  Анастасия, проблема логиков (или, в терминологии Майерс-Бриггс, Thinkers) - в том, что им КАЖЕТСЯ, что они знают язык. Логик довольно быстро осваивает грамматику. Но грамматика, на мой взгляд (как лингвиста), есть не что иное, как правила пользования словарём. Словарь не содержит все возможные словоформы, а лишь ключи к словоформам и их взаимодействию в предложении. Логик довольно быстро эти правила осваивает и учится пользоваться словарём...

Но, во-первых, в живом общении в словарь постоянно заглядывать не получается, а чаще всего невозможно. Кроме того, есть недокументированные особенности языка, которые логика могут поставить в тупик. В-третьих, логик, прекрасно владея языком, может, тем не менее, иметь затруднения в общении. Логику для общения нужен формальный повод. Без повода начать общаться трудно.

Этику (в терминологии Майерс-Бриггс - Feeler) проще, он от рождения нацелен на коммуникацию (даже если он интроверт). Этик может путаться в грамматике, но зато хорошо осваивает коммуникативный аспект языка. Ещё этики гораздо лучше, чем логики, владеют стилистикой (тогда как логики стремятся передать прежде всего ИНФОРМАЦИЮ, а об её воздействии на конкретного адресата обычно не задумываются).

Это если кратко.  

 2006-03-30  23:23:39
  Natasha  Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии, 1996. № 1. С. 34–50.

Работа посвящена изучению типов языковой личности в прикладном аспекте (обучение иностранным языкам). На основании результатов исследования авторы сделали вывод о существовании трех типов языковых личностей: коммуникативно-речевого, когнитивно-лингвистического и смешанного. У людей коммуникативно-речевого типа более выражены личностные качества, по сравнению с представителями когнитивно-лингвистического типа. Последние отличаются интеллектуальным, когнитивным содержанием стратегий овладения иностранным языком.

  

 2006-03-30  23:34:06
  Дмитрий Лытов  Когнитивно-лингвистический аспект - это, в юнговской терминологии, интуиты-логики. Всё-таки мне юнговская терминология больше нравится, потому что подробнее.

Отдельно стоило бы остановиться на роли трёх других дихотомий в изучении языков, но видимо, уже не сегодня.  

 2006-03-30  23:38:03
  Natasha  А Бетти так и не открылась. А очень хотелось бы познакомиться с работой  

 2006-03-30  23:40:23
  Belyanin  работа Бетти скачивается за 12 секунд и открывается в акробате. у меня где-то была вордовская версия (подаренная ею), и книга Teaching the wole class.
При случае напишу ей, что о ней знают в России.
Я году в 1987 приводил ее в МГЛУ на свою лекцию и она читала студентам о своей концепции (на английском).
Кстати, если кто ведет обучение славянским языкам с применением этой методики (или психологии), то мне нужна статья для Американского вестника в раздел "Психология обучения" (не образования, а обучения).

  

 2006-03-31  06:00:02


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.





Rambler


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология