московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Определение родного языка



  Belyanin  Люди, говорящие на иностранном языке, или эмигранты, как бы хорошо они не знали другой язык, всегда будут допускать ошибки, которые могут указывать на их родной язык. Так, один из владельцев бизнеса получил анонимное письмо с угрозой, написанное автором, который вполне владел английским, но некоторые предложения указывали на влияние на него другого языка, в частности, порядок слов был субъект-объект-глагол (SOV) (1), а не характерный для английского субъект-глагол-объект (SVO) (2).
(1) he finally will recognize the seriousness of the problem
(2) he finally will the seriousness of the problem recognize
Именно эта особенность синтаксиса привела следователей к поимке подозреваемого, который оказался представителем иностранной национальности .

Белянин В.П. Психолингвистика: 3-е изд., испр.- М.: Флинта : Моск. психол.-соц. ин-т , 2005.  

 2007-08-18  13:11:21
  Michae1  А мне кажется, что и речь некоторых субкультур иногда характеризуется несколько отличающимся средним числом перестановок в системе субъект-глагол-объект (SVO).
Если отвлечься от реальной опасности, которая исходит от уголовников, то мне она напоминает речь травматиков и психооргаников в целом, возможно, это своего рода мимикрия под окружение вечно пьяной малины :), а возможно, такая речь содержит больше императива.
Хотя, скорее всего, это оффтоп.  

 2007-08-23  13:05:52
  Belyanin  действительно, блатная музыка может обладать своим синтаксисом, но это надо проверять. все исследователи арго говорят, что арго (сленг) паразиритует на общенациональном языке и, внося лишь новые лексические элементы, ничего в язык не добавляет.
я думаю, что - исходя из Вашего замечания - это надо пересмотреть.
наркотическое опьянение меняет синтаксис. язык становится другим

  

 2007-08-23  18:56:07
  М.Ю.  Мне кажется, синтаксис фени не слишком отличается от РКЛЯ. Важнее- лексика, в последнее время основывающаяся на использовании различных способах словообразования (ср. "внутриматочный п****грыз, мне недавно довелось услашать "бронепидор" - Урал прекрасное место для лингвистов). В целом, "зэки", "ботающие" на фене синтаксически строят речевые конструкции в соответствии с "Грамматикой-70".
Не претендую на окончательную истину.
М.Ю.  

 2007-08-23  21:19:17
  Michae1  Belyanin писал(а):
> блатная музыка может обладать своим синтаксисом, но это надо проверять.
Ну, если уж мы несколько отвлеклись от особенностей синтаксиса иностранцев, предлагаю такой хрестоматийный пример из к/ф "Место встречи ... "
Горбатый говорит, - "Дурилка ты картонная", а ведь, казалось бы, нужно сказать так, - "Ты картонная дурилка". :)  

 2007-08-24  03:49:53
  Belyanin  странный ты человек
весело тут у Вас
= это инверсия. эмоциональность. оценочность. вопрос о соответствии Грамматике 70 или 80 может решаться и статистически. каких конструкций больше. не просто, что они там зарегистрированы, а каковы предпочтения. ведь всегда есть выбор. и если для лингвистики выбор - это выбор чего-то из нормы, то для ПСИХОлингвистики - выбор = личное предпочтение по каким-то причинам (не языковым, а личным).
я так думаю.

  

 2007-08-24  12:49:42
  М.Ю.  Ответ уважаемому Michae1(у).
Экспрессивно-коммуникативные нормы, когда рема предшествует теме, встречаются в двух случаях. Нас интересует первый: при сказуемом находится качественное прилагательное. Это свойственно и литературно-книжной, и разговорной речи (Грамматика-70, стр. 606). В то же время, «Горбатый» - литературный персонаж, и его речь нельзя анализировать как «живой» язык.

Что касается в общем-то справедливой мысли Валерии Павловича, то, вероятно, следует отметить, что «количественные» показатели важны и для психолингвистики: иначе она как наука не будет существовать.

С уважением,
М.Ю.  

 2007-08-24  14:00:22
  Belyanin  короче, по типу надо собрать массив языка субкультуры, потом прогнать через статистические проги. и после этого делать выводы.
Но нельзя сбрасывать со счетов и интуитивные представления носителей. если им кажется, что арго более эмоционален, более инверсионен, более императивен, то 1) в этом что-то есть 2) даже если это не так, то их впечатление - тоже психолингвистический факт :)))))))

  

 2007-08-24  15:29:14
  М.Ю.  Уважаемые коллеги!
Если каким-то носителям языка интуитивно (?) кажется, что эмоциональность передается арго, то исследователь (такова его участь!) должен будет определить (оценить?) по определенной количественной шкале выражение радости, горя, восторга, скорби и т.д. (психологи насчитывают боле 500 эмоций). Таким образом, поскольку языковое сознание не может быть объектом анализа в момент протекания процессов, его реализующих, оно исследуется как продукт бывшей деятельности (было ли просторечие или «возвышенный» стиль – «морда» или «лик»?). Язык в таком случае выступает как интерпретирующее, а сознание - как инетрпретируемое. При рассмотрении психолингвистической проблемы языковых способностей исследователь имеет дело с дилеммой: знаниями о языке (linguistic competence) и языковой активностью (linguistic performance) — с различием между тем, что человек теоретически способен говорить и способен понимать.
Извините за долгие объяснения, но любые психолингвистические факты не эксклюзивны – они поддаются «просчету», что, в свою очередь, приводит исследователя к определению закономерностей. Именно это и дает результат.
М.Ю.  

 2007-08-25  06:22:52


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология