московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005






Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Расположение текста на странице



  Иван  Часто замечал за собой такое интересное явление: открываю книгу, журнал или газету на какой-то странице, где напечатан текст и у меня внезапно в сознании всплывает какое-то слово. Правильнее сказать оно у меня не всплывает, а я его не заметно для себя успеваю прочитать, и потом мне требуется сравнительно большое количество времени, чтобы его в этом тексте отыскать. Причем это слово “прочитывается” абсолютно не заметно для меня, т.к. обычно в это время мой взгляд устремляется в начало текста. Я не проводил специально экспериментов по поводу того, какие слова таким образом воспринимаются (любые или, может быть, в них есть что-то особенное). Вполне возможно, что больше здесь влияет не само слово, а его расположение на странице.
Может быть, кто-нибудь знает исследования на подобную тему (о том, как расположение текста на странице влияет на его восприятие).  

 2005-01-20  15:28:42
  Кукла  Иван, по-моему, явление, которое Вы за собой замечаете, связано не с тем, что текст в одном месте страницы лучше воспринимается, а в другом – хуже, а с тем, что человек способен одновременно воспринимать всю страницу целиком (как бы сканировать). Но наш привычный способ чтения этот процесс замедляет. Методики скорочтения дают возможность это исправить. Правда, я сама с ними не знакома, хотя давно есть желание научится быстрому чтению.
Вообще, кто-нибудь знает, можно ли научиться быстрому чтению самостоятельно или надо идти на какие-то курсы обязательно? И сколько на это требуется времени? Есть ли какая-то признанная литература на эту тему?
Буду очень признательна за ответ!  

 2005-01-22  10:38:23
  Leer  Если говорить про восприятие, то это - принципы....
Например, по исследованям Артемьевой - первоначально объект воспринимается на степень опасности, потом - все остальное; или же стандартное наблюдение - картины, тексты просматриваются (сканируются) по диагонали - с верхнего левого до нижнего правого угла, так же стоит упомянуть эффект кривой - когда взгляд натыкается на s-образную кривую, то он проходит ее всю.....

А спонтанное и мгновенное восприятие определенного слова - на мой взгляд, вещь случайная... (собственно, что и говорила Кукла, но несколько по-другому)

Да, а посмотрите "Игры разума", может что интересное по этой теме увидите.... ;)

2Кукла
Я, например, читаю со скоростью около 130 страниц в час....(худ.литература)....безо всяких курсов и спец.литературы.
А качественных книг не видел.  

 2005-01-22  21:16:39
  всеволод любимов  как только стихи стали писать столбиком, начались эксперименты,
потом Маяковский ломаную строку стал использовать.
эксперименты не прекращаются.
я научился быстрочтению сам в детстве.
потом когда увлёкся философией - занялся медленночтением,
сейчас - когда как.  

 2005-01-23  18:23:03
  Кукла  Leer, как Вам удалось научиться самостоятельно ТАК быстро читать?
Или просто БОЛЬШОЙ практический опыт и годы тренировки?  

 2005-01-23  18:34:40
  Leer  Это просто очень большой опыт чтения.....ежедневно по несколько часов....
По-настоящему, все зависит от текста....и от желания его прочитать....

Но, если анализировать, то я очень быстро "погружаюсь" в текст, в его реальность и для меня уже престают существовать границы текста (страницы, шрифт, переплет), впрочем, как и окружение....

а, у каждого свои техники чтения.....  

 2005-01-24  06:08:25
  Кукла  По поводу погружения в текст...

К сожалению, я никогда настолько не зачитывалась книгой, чтобы переставать замечать происходящее вокруг меня. Лично меня возможность подобных ощущений даже пугает, так как мне необходимо всегда держать под контролем происходящее вокруг меня во внешнем мире!
Если я правильно Вас поняла, то "погружение в текст" для Вас подобно тому состоянию, которое происходит с человеком, когда он спит (когда человек видит сон, он ведь в тот момент не знает, что спит, он в него тоже целиком и полностью погружен).

Лично для меня погружением в текст является то, что когда я читаю книгу из хорошо знакомой мне области знаний (где большинство терминов мне хорошо известны), то увеличение скорости чтения происходит за счет предъугадывания последующих слов.
Если же тематика текста мне абсолютно незнакома, то такое предугадывание становится невозможным, и из-за этого скорость значительно снижается.  

 2005-01-24  09:07:08
  Leer  Прошу прощение за долгое молчание.....
читать быстро - не сложно, погружение - не страшно....для меня. Я достаточно легко переключаюсь с одного объекта на другой, поэтому болезненного отрыва от реальности не происходит....
Что же относительно знакомых текстов....то там лучше применять "медленночтение".....удовольствия больше....  

 2005-02-13  09:39:14


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.





Rambler


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология