московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Народное--"зацикленность" и научное-- "акцентуированность"



  volod  Народное--"зацикленность" и научное-- "акцентуированность"

С. И. ОЖЕГОВ "Словарь русского языка" 20-е издание, стереотипное, Москва, 1988:

"ЦИКЛ, . . . 1. Совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение известного промежутка времени. . . 3. Законченный ряд, каких-н. Произведений, чего-н. излагаемого, исполняемого."

"АКЦЕНТ, . . . 1. ударение в слове, а также знак ударения . . ."

ПИШЕТ ВОЛОД:

Когда говорят "зацикленность", то имеют в виду эмоциональную и интеллектуальную сосредоточенность на чём-то. И при этом не имеют в виду, что объект, на котором человек сосредоточился, является плодом его воображения, а сосредоточенность (предположим даже и на реальном объекте) противоречит здравому смыслу.

Разумеется, слово "зацикленность" часто (не всегда!) употребляется иронически. Но эта ирония весьма далека от однозначно негативной оценки явления.
Вместе с тем, слово "зацикленность" может употребляться и в негативном смысле.

Ну, а насчёт "известного промежутка времени", то, в конце концов, дольше жизни человека его "зацикленность" не длится.

А слово "акцентуированность" отражает, скорее последовательность высказываний и поступков, чем то, что за этими высказываниями и поступками стоит. Поэтому, на мой взгляд, выявленная акцентуированность должна восприниматься психологами и психиатрами только, как информация для размышления и для планирования следующего этапа исследования.

ЛЮБАРСКИЙ  

 2005-09-29  17:13:34
  Belyanin  то, что для Вас исследование, для специалиста - окончательное решение, как бы это Вам не хотелось.

  

 2005-10-01  22:56:16
  volod  Общество будет воспринимать результаты исследований, типа того, которое проводит Вероника, только, как информацию для размышления. Этому будут способствовать различные оппоненты. В том числе, объекты исследований и их команды. Отношения типа: "Специалист решил, значит, так оно и есть" -- не будет. На таком отношении к себе не вполне удаётся настоять даже психиатрам. И я не очень понимаю -- зачем психолингвистам настаивать на таком к себе отношении? Если психолингвисты не будут настаивать на таком к себе отношении, у них всё равно будут заказчики. Вполне добровольные. Никого решётками не придётся удерживать. И, кстати, вполне возможно, что заказчики будут делать новые заказы, рассматривая "окончательный" результат, как предварительный.

. . .А народное -- "зацикленность" глубже, чем научное -- "акцентуированность".
  

 2005-10-02  00:28:11
  Veronica  Volod, Вы пишите о том, о чем имеете весьма скудное представление. Никто не собирается проводить исследований по выявлению акцентуаций, они уже выявлены. Это в некотором роде исходная точка. В моем, как Вы выразились, исследовании акциентуированность используется для выявления, создания, описания, корректировки образа (положительного или отрицательного). ОБРАЗА, а не личности. О диагностике, в прямом смысле слова, здесь речи вообще не идет. Здесь речь идет о работе с неким мифом, созданным в СМИ, либо формирующемся, для описания которого удобна, по крайней мере, по сравнению с остальными типологиями, типология акцентуаций.  

 2005-10-02  08:13:44
  volod  Veronice:

Я писал о ВСЕХ результатах исследований типа того, которое Вы проводите. (Выявление акцентуаций можно, конечно, рассматривать, как предшествующее исследование. Но можно и как первый этап ВАШЕГО -- условно назовём его ВАШИМ -- исследования. Это не принципиально.) И я рад, что всё делается именно так, как мне хочется. Я писал: "А слово "акцентуированность" отражает, скорее последовательность высказываний и поступков, чем то, что за этими высказываниями и поступками стоит. Поэтому, на мой взгляд, выявленная акцентуированность должна восприниматься психологами и психиатрами только, как информация для размышления и для планирования следующего этапа исследования.". Насколько я Вас понял, такой подход не вызывает у Вас возражений. Вы лишь упрекаете меня за то, что я не понял, что Вы именно так и делаете.

Вместе с тем, на мой взгляд, разумен примерно такой подход: акцентуированность -- это склонность делать определённые заявления и совершать определённые поступки, а, что за этим стоит (в смысле психологии) выясняем потом.

И, на мой взгляд, не стоит настаивать на том, что итоговый результат очень научен и окончателен. Это напоминает историю о советском поэте, который пришёл в редакцию и сказал: "Написал стихотворение о любви. Закрыл тему!"

ЛЮБАРСКИЙ



Отправка отредактированного (10-02-05 13:43)  

 2005-10-02  12:42:43
  Veronica  А кто на нем настаивает?  

 2005-10-02  13:26:05
  Belyanin  действительно, нельзя ли привести имена. а то получается очень огульно :)

  

 2005-10-06  14:35:18
  volod  Я, разумеется, понимаю, что и для господина Белянина, и для Вероники очевидна "неокончаемость" (позволю себе так выразиться) процесса "создания, описания, корректировки" (цитирую Веронику), скажем, образа Жириновского. Но, насколько я понял, акцентуации (про которые Вероника написала, что "они уже выявлены") -- уже никак уточнятся не будут. И возникает вопрос: не помешает ли "окончательное решение", о котором писал господин Белянин (насколько я понял, он имел в виду решение о том, каковы акцентуации) правильной оценке материала? А вдруг материал (включая самого Жириновского) начнёт убедительно сопротивляться и возражать?
ЛЮБАРСКИЙ-ВОЛОД  

 2005-10-06  20:07:43
  adada  %%...имеете весьма скудное...%%
[quote][i]"Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии;
научился всему и во всем,
насыщаться и терпеть голод,
быть и в обилии и в недостатке."[/i][/quote]:)  

 2005-10-10  19:57:26


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология