московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Прошедшая лекция



  Belyanin  18 НОЯБРЯ состоялась последняя в этом году в этом городе
вечерняя лекция Белянина В.П. на тему
«Психолингвистический анализ художественных текстов по психиатрическим основаниям».
Место: Московский Психолого-Педагогический университет (ул. Сретенка 29).
Лекция прошла замечательно. Все присутствующие задавали очень сложные вопросы, на которые были даны исчерпывающие ответы:-)
У меня возникло много новых идей, с которыми я буду делиться.
Большое спасибо администрации факультета психологии (в лице В.Ф.Василюка) и непосредственному организатору лекции - Юлии Кортневой.
Следующая лекция может состояться там же в мае 2006 года.
А пока - общение в виртуале.
  

 2005-11-13  18:42:53
  Insomnia  Да, могу подтвердить: лекция прошла очень успешно! Предполагаю. что на следующую народ будет записываться за несколько месяцев вперед:)
Благодарности:
кроме всех вышеупомянутых, хочу поблагодарить профессора Белянина Валерия Павловича за талант поддерживать обратную связь с аудиторией. И за то, что монография Модели Мира будет переиздана - УРА, товарищи:-)))

  

 2005-11-21  16:59:14
  Michael  М-да ... Остается только завидовать и ожидать хотя бы тезисного пересказа :(  

 2005-11-21  20:10:47
  Belyanin  декабрьские тезисы:
«ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
ПО ПСИХИАТРИЧЕСКОМУ ОСНОВАНИЮ»
(основные тезисы лекции в МГППУ 2005.11.18)

1. Типология текстов по замыслу (научные, информационные, художественные). Роль личностного начала в создании текста. Текст как отражение реальных событий действительности. Текст как отражение личностного понимания событий и как выражение переживаний автора.
2. Необходимость типологии текстов для его анализа. Необходимость анализа текста для лучшего понимания замысла и для создания подобных текстов.
3. Основания для типологии текстов (мужские / женские, экстравертивные / интровертивные и др.). Психиатрический подход к личности. Психиатрическая типология текстов художественной литературы: «светлые», «тёмны», «весёлые», «печальные», «красивые», «смешанные».
4. Образность художественного текста как пересечение сферы личностных смыслов и языковых значений. Эстетика художественного творчества. Литературоведение как наивная психология.
5. Проявление акцентуации автора в художественном тексте на уровне сюжета, диспозиции персонажей, основной идеи, синтаксиса, лексического наполнения. Предикаты как универсальная характеристика объектов действительности.
6. Рецептивный аспект текста. Библиопсихология (Н.А. Рубакин).
7. Прикладные аспекты типологического подхода: политические, рекламные, религиозные тексты, доминанта переводчика, объявления о знакомстве и др.
8. Ограничения для идентификации автора текста: жанр и объём текста. Ограничения, связанные с типологией П.Б.Ганнушкина. Понятие «нормального» текста.
9. Свободная дискуссия: обсуждение концепции, её возможностей, ограничений и её приложений.

  

 2005-11-21  23:13:08
  Андрей Белов  А что такое "Нормальный текст"? :)  

 2005-11-26  16:34:02
  Belyanin  спасибо за вопрос. получилось, что тексти типа
Мужична 39/176/82 ищет девушку до 35 для нечастных встреч на её территории
это нормальный (с точки зрения психопатологии) текст. Текст, в котором не выявлена индивидуальность, в котором нет маркеров личностного плана. Есть цель, есть жанровые признаки, есть прямая информация, но нет подтекста, нет метафор, нет образности, нет иронии, нет никаких эмоциональных проявлений - там где в этом нет необходимости.
вот такое, через отрицания, получилось определение.
жду комментариев.

  

 2005-11-28  03:42:53
  volod  Belyanin писал:

Есть цель, есть жанровые признаки, есть
прямая информация, но нет подтекста, нет метафор, нет
образности, нет иронии, нет никаких эмоциональных проявлений -
там где в этом нет необходимости.

КОММЕНТИРУЕТ ВОЛОД:

Во-первых, непонятно, что значит "необходимость". Так ли уж необходимы и нечастые встречи? Во-вторых, непонятно, что "ненормального" в стремлении дать представление о своём эмоциональном облике и, скажем, о наличии у себя чувства юмора. В-третьих, затекстовая ситуация может быть примерно такой: человек дал объявление в основном для того, чтобы вместе с кем-нибудь "ржать" над его содержанием.

Нужно учесть и то, что у мужика может быть примерно такое представление: "на такое-то объявление (содержащее такие-то эмоциональные проявления) "клюнет" девушка с такими-то личными особенностями.".

Ну и, откровенно говоря, страшно, что анализ текста будет осуществлять ("по психиатрическим основаниям") какой-нибудь деятель неспособный понять, например, почему человек пишет о себе "в третьем лице", почему избран тот или иной псевдоним, почему в тексте упомянуты "отечество и человечество".

Может быть, не стоит вооружать таких деятелей оценочной терминологией? (Видимо, правильней было бы сказать, что не стоит способствовать более широкому распространению их терминологии.)

ЛЮБАРСКИЙ  

 2005-11-28  13:08:26
  Belyanin  Может быть, не стоит вооружать таких деятелей оценочной терминологией?

о каком именно термине идёт речь? о норме? в моём определении нет оценочности. норма - это хорошо.

  

 2005-11-28  13:50:16
  volod  Хорошо и плохо -- это оценки (хотя и не развёрнутые характеристики). Лучше просто констатировать -- "текст не содержит эмоциональных проявлений", "текст содержит эмоциональные проявления". А затем -- высказывать УБЕДИТЕЛЬНЫЕ предположения о том, почему и для чего в текст привнесены эмоциональные проявления.
  

 2005-11-28  14:22:19
  Michael  > Мужчина 39/176/82 ищет девушку до 35 для нечастых встреч на её территории.

Какие мысли возникают у меня применительно к этому тексту фактически сразу.
Мужчина пикнического телосложения (соотношение роста и веса - 176 - 100 = 76 < 82), скорее всего лысый и необаятельный, а также небогатый и непритязательный.
В 39 лет указывать территорию, когда полным-полно гостиниц и съёмных комнат на несколько часов. 35 лет даме? Думаю, мужчина активный и уверенный в себе в этом возрасте предпочел бы до 25-30 лет.



Отправка отредактированного (11-28-05 15:14)  

 2005-11-28  15:05:59
  Belyanin  одно дело - идентификация личности. другое дело - проявление личности в тексте.
хороший специалист может и по "нормальному" тексту сказать об авторе, но если личность проявляется ярко - тут даже не специалист сможет:)

  

 2005-11-28  16:56:11
  volod  Очень многие мужчины (в том числе богатые и преуспевающие) предпочитают домовитых дамочек не первой молодости и домашнюю обстановку. Другое дело, если "просмотреть" много мужчин давших такие объявления и выявить, какие мужики чаще их дают. Но, конечно, такую методику исследования целесообразно использовать, скажем, при формировании групп (чтобы большинство членов группы были такими-то), а не для характеристики индивидуума.

Я писал -- именно о проявлении личности в тексте. Думаю, что один текст может быть лишь основанием для предположения. И именно приведённый текст объявления -- хорошо иллюстрирует это соображение.

ЛЮБАРСКИЙ  

 2005-11-28  16:58:56
  Insomnia  Браво, Майкл! Вы, как всегда, великолепны. Смысл стоит за всеми словами. Даже если человек просто сказал "аааа", всегда можно спросить, а почему не "уууу":) и сделать какой-то вывод...

  

 2005-12-01  12:44:11
  Michael  ***



Отправка отредактированного (12-08-05 04:56)  

 2005-12-01  15:56:33
  volod  Для оценки методики -- нужно знать количество "выстрелов" и "попаданий". Кроме того, методика, которая годится, скажем, для статистического анализа состава группы -- не годится для характеристики индивидуума. И вот ещё, что нужно учесть: если большинство клиентов-пациентов, для которых характерно то-то и то-то, вытворяют такие-то номера, то это не значит, что такое вытворяют большинство людей с упомянутыми признаками. И последнее: вес не нужно ДОКАЗЫВАТЬ -- его можно ПРОВЕРИТЬ. А утверждения, относящиеся к психике -- нужно ДОКАЗЫВАТЬ.

ЛЮБАРСКИЙ  

 2005-12-01  20:20:52
  Марина I  > Мужчина 39/176/82 ищет девушку до 35 для нечастых встреч на её территории.
============
А я бы добавила, что мужчина этот к тому же женатый и подлец :-)  

 2005-12-02  02:57:56
  Insomnia  ...а если Вы назовете дату Вашего рождения, я в ответ угадаю размер обуви или Ваш годовой доход в долларах США? :d

нет уж, так не интересно! Давайте уж по речевой продукции, коль скоро мы с Вами, сударь, на психолингвистическом форуме находимся:p

  

 2005-12-07  20:06:13
  Michael  Вот я бы Вас и удивил исключитильно по речевой продукции и безо всякой психолингвистики, если б вы заходили почаще и не email, а так получился офтоп. Жаль.  

 2005-12-08  04:55:41
  Insomnia  Да, согласна, явный оффтоп. Сорри:) Но удивить меня бы, наверное, не получилось, про себя я сама все знаю % на 95, а в Вашем профессионализме, Майкл, не сомневаюсь ни секунды.

  

 2005-12-09  14:41:54


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология