московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

скважность текста



  Даша  Валерий Павлович, в Вашем учебном пособии «Психолингвистика» указана такая характеристика текста как скважность. Вы не могли бы ее пояснить?

  

 2004-04-27  10:00:53
  Belyanin  В отношении скважности текста в моём учебнике действительно немного сказано. Там дан пример из Жинкина
=================================================
(1) Черные живые глаза пристально смотрели на неё с полотна.
(2) Казалось, сейчас разомкнутся губы и с них слетит весёлая шутка, уже играющая на открытом и приветливом лице.
(3) Кто автор этой замечательной картины?
(4) Прикрепленная к позолоченной раме табличка свидетельствовала, что портрет Чингиннато Баруцци написан Карлом Брюлловым.
По словам отечественного психолога Н. И. Жинкина, «в этом тексте между первыми тремя предложениями настолько глубокие скважины, что не так легко связать их по смыслу. И только в четвёртом предложении указано всёе необходимое для того, чтобы связать вместе все четыре предложения. Но и четвёртое предложение, отдельно взятое, тоже малопонятно».
В то же время это один достаточно понятный и целостный текст. По мнению Жинкина, «текстовый смысл — это интеграция лексических значений двух смежных предложений текста. Если интеграция не возникает, берется следующее смежное предложение, и так до того момента, когда возникает смысловая связь этих предложений».
В этой же связи исследователь отмечал, что смысл рождается лишь на пересечении как минимум двух высказываний.
====================================================  

 2004-04-30  23:37:39
  Belyanin  вот другой пример скважности.
John was murdered yesterday. Вчера убили Джона.
The knife lay nearby. Нож лежал рядом
фразы связаны между собой на уровне знаний о реальности.
можно вставить между ними что-нибудь эксплицитное типа.
А как известно, много убийств на бытовой почве, совершается ножами. :-)  

 2004-04-30  23:39:04
  Kvazar  Что-то отдаленно похожее есть в радиотехнике: скважность- отношение продолжительности одного сигнала к частоте повторения сигналов.  

 2004-05-04  14:47:37


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология