московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Агитационные тексты предвыборных кампаний



  Алина  Здравствуйте!

Вот пришло оно: время подавать все документы на соискателя... А с темой пока что есть кое-какие проблемы. Если кто-нибудь подскажет, что и как следует делать, буду ОЧЕНЬ благодарна!

Итак. Для начала название сформулировала следующим образом: "Сравнительный анализ лингвистических особенностей предвыборной агитации в электронной и печатной прессе стран ЕС, США, Канады, Австралии, Украины и России".

Хотелось бы заняться анализом того, каким образом строятся слоганы, лозунги и прочие агитационные тексты в ходе предвыборных кампаний в названных странах, а также выявить наиболее часто используемые слова в этих текстах и отранжировать их по степени воздействия на людей. Поскольку текстовый материал достаточно короткий, расширять его планирую за счет длинного списка стран.

Название, на мой взгляд, какое-то неконкретное... Тема довольно изученная, но мне хотелось бы работать именно в этом направлении... К тому же экспериментальную часть исследования пока совсем не представляю. Если у кого-то возникают на данную тему идеи или имеется опыт, то поделитесь, пожалуйста!



Отправка отредактированного (12-20-04 18:24)  

 2004-12-20  11:34:38
  Belyanin  Думаю, надо само заглавие немного уточнить (используя скобки)
"Лингвистические особенности предвыборной агитации (сравнительный анализ материалов, опубликованных в в электронной и печатной прессе России, Украины, странах ЕС, США, Канады, Австралии)".

Если назовете сами лингвистические особенности (тут на форуме - списком), может сузим саму постановку проблемы, а то это уже замах на докторскую:)  

 2004-12-20  18:08:32
  Алина  Уточняю:
- Тексты планирую брать достаточно короткие: слоганы, лозунги... То, что рассчитано на дословное запоминание реципиентом.
- Выявляю 100 (пока точную цифру назвать не могу) наиболее часто встречаемых слов. Поскольку тексты будут на нескольких языках, как одно слово будут считаться несколько эквивалентов на разных языках.
- Далее анализ разобью на две части: фоносемантика и выделение "наиболее востребованных" семантических полей.
- Фоносемантика будет осуществляться при помощи программы ВААЛ, которая, к счастью, работает на разных языках.
- Семантические поля, предположительно, будут такими: Стабильность, Дом, Семья, Решительные действия и тд и тп

Так я сейчас представляю работу...



Отправка отредактированного (12-21-04 13:00)  

 2004-12-21  13:00:13
  Belyanin  Я знаю другую систему, которая выдает достоверные результаты для английской фоносемантики. Она называется:
SenseWord - a computer program of phonetic analysis of English words.
Если будет не очень много слов, то смогу помочь с обработкой именно в этой программе.
Что касается фоносемантики ВААЛа, то посмотрите статью на эту тему
http://www.textology.ru/public/vaal.html

  

 2004-12-21  21:19:28
  Belyanin  а как Вы будете выделять эти семантические поля? по готовым текстам? или из тезауруса.
что касается английского, то есть
PsychoThesaurus – a computer program for analysis of English texts.
Но она только для некоторых групп слов действует (Ваших, кажется, нет).
и еще вопрос: работа будет вручную или на компьютере?

  

 2004-12-21  21:21:51
  Алина  Представила, какие наиболее вероятные частотные слова будут в предвыборных лозунгах и поняла, что это, по всей видимости:
- фамилии/имена кандидатов
- голосуйте
- за/против//да/нет

и, наверное, все...

Неинтересно. Частотность отпадает.

Сейчас склоняюсь к тому, чтобы в опросниках были непосредственно слоганы, а опрашиваемые отмечали степень проявления в данном лозунге какого-либо фактора. Чисто интуитивно хотелось бы предложить такие факторы призыва к голосованию за кандидата, как: рациональность/иррациональность, стремление изменить строй/ оставить все как есть и т.д.

Не могли бы Вы порекоммендовать научно-обоснованные методы выделения характеристик лозунгов? Насколько я представляю, сама я их предложить не могу. Т.е. характеристики - это результат какого-то предварительного опроса. Как может быть построен этот опрос?  

 2004-12-24  11:25:04
  Алина  Преимущественно работа будет проводиться на компьютере. Скорее всего, даже опрос будет проведен посредством ICQ или какой-либо аналогичной программы.  

 2004-12-24  11:27:06
  Belyanin  Обращаясь к испытуемым, Вы снимаете с себя всю ответственность за "постановку диагноза", но полагаетесь на интуицию неизвестных испытуемых. Тут много ловушек. Даже такой параметр, как
рациональность/иррациональность
может иметь много толкований. например,
иррациональность = мистичность, скрытость, неразумность, темнота, воздействие на подсознание (?), нелогичность
поэтому
а) предлагаемые Вами шкалы должны быть однозначны
б) испытуемые должны это знать
в) они либо должны, либо не должны быть специалистами в данной области (политология? стилистика? реклама?).
поясню, почему не должны: я не могу принимать участие в работе фокус-группы только потому, что занимался рекламой профессионально.
а если Ваши испытуемые специалисты, то тогда это экспертный опрос, а не просто опрос испытуемых.
п.с. не хотел Вас запугивать, лишь хотел показать подводные камни опроса. успеха

  

 2004-12-24  16:38:53
  Алина  Спасибо за информацию о подводных камнях. Буду стараться ее избегать.

В связи с этим вопрос: Для того, чтобы уточнить название шкалы, допустимо ли включить в него уточняющую информацию в скобках?  

 2004-12-28  19:24:34
  Belyanin  в психологии, и в частности, при применении метода семантического дифференциала существует стандартный набор шкал (см. мой учебник)
их 12. но многие исследователи придумаывают свои. при этом они советуются с другими экспертами. делается это примерно так.
дается текст-эталон, который предстоит оценить.
дается 50 прилагательных, которые могут оценивать этот текст
экспертов просят проставить баллы напротив прилагательных, которые подходят в наибольшей степени.
баллы ранжируются.
остаются прилагательные, которые набрали наибольшее количество баллов.
при этом экспертов должно быть хотя бы 10.
нельзя надеяться только на свое языковое/психологическое/стилистическое чутье. Оно очень индивидуально.
что касается пояснения к шкале, то оно крайне нежелательно. должно быть ясно из названия (или из оппозиции), что она значит.
например, научно - иррационально
логично - иррационально
откровенно - иррационально.
вот всех трех случаях "иррационально" будет нести несколько иной оттенок, чем само по себе.

  

 2004-12-29  01:08:35
  Алина  Понятно. Широкое понятие уточняется антонимом.  

 2004-12-29  19:32:44
  М. Али   здравствуйте!
я аспирант из Египта, русист. меня интересует тема ( анализ языка предвыборной кампании), но не знаю с чего начинать. могли бы вы мне помочь!  

 2005-06-18  15:34:39
  Belyanin  если вы свободно читаете по-русски, то посмотрите две статьи
http://www.textology.ru/public/epataj.html
и
http://www.textology.ru/public/agress.html
они легко написаны, в них много примеров, они созданы в (научной) парадигме психолингвистики.
и попробуйте по их образцу написать своё (на своём материале).
и, конечно, сделайте тему более узкой.
и, не стесняйтесь задавать вопросы.

  

 2005-06-18  18:44:45
  Одьга  Здравствуйте! Случайно увидела этот форум и тему Вашей кандидатской. Мения это заинтересовало, поскольку пишу курсовую по теме пиара. В частности, по политическим текстам, их воздействующей функции. Если возможно, не могли бы Вы каким-то образом "поделиться" текстами (агитационными) или дать какие-то ссылки, по которым их можно было бы найти!
С уважением, Ольга  

 2006-02-11  14:48:35


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология