московский психологический журнал


  Психология, психотерапия и педагогика. Интернет-ресурсы
  Московской психотерапевтической академии
  и Института прикладной психологии

 
психология и психотерапияМосковская
психотерапевтическая
академия
Главная страница сайта академии

психология и психотерапияМосковский
психологический
журнал
Обложка журнала
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог Московской Психотерапевтической Академии
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология - форумыПсихологические
форумы
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича

психология - архив номеровАрхив
номеров
№1 февраль 2004
№2 март 2004
№3 апрель 2004
№4 май 2004
№5 июнь 2004
№6 сентябрь 2004
№7 октябрь 2004
№8 ноябрь 2004
№9 декабрь 2004
№10 январь 2005
№11 февраль 2005
№12 май 2005




Архив форума по психолингвистике Белянина В.П.
Консультации профессора Белянина В.П.

Интернет и Русский язык



  Belyanin  Интернет и Русский язык

Мы понимаем, что Интернет становится нервной сетью человечества как единого организма Ноосферы. И это делает его все более мощным фактором глобализации. Вопрос только, какой?
Еще недавно информация распространялась в основном через каналы, направлявшие потоки информации из центров воздействия (издательство, радио- и телестанция, : ) на каждого читателя, слушателя, зрителя.
Интернет радикально меняет эту картину. Он не только все больше заменяет телефон в связи от каждого к каждому, он дает возможность любому стать активным участником информационного пространства и даже одним из его центров, взаимодействующим с достаточно широкой аудиторией. Поскольку массовому Интернету пока меньше полутора десятков лет, то он, как очевидно, находится еще на этапе раннего детства, как в отношении его технического развития, так и с точки зрения его роли как мощного глобального фактора.
Однако, несмотря на свой юный возраст, он уже сегодня влияет на многие составляющие нашей цивилизации. Некоторые стороны этого влияния все более очевидны, другие предсказуемы, третьи пока невозможно даже предвидеть, так же как никто не мог предугадать само появление Интернета еще несколько десятилетий назад.
Прежде всего, каждый из нас сталкивается с Интернетом в своей личной жизни и профессиональной деятельности. Это - электронная почта и оперативные справочные системы, сетевые издания и участие в различных интернет сообществах. Буквально за пару последних лет необычайно выросла роль блогов - возможность каждому открыть собственное окно в мир.
Сегодня можно скачать любую музыку или фильм, виртуально посетить музей или совершить туристическое путешествие. Можно работать дома в распределенном коллективе, участвовать в совещании, включиться в сетевой вычислительный эксперимент, получить или расширить образование, и т. п.
Пока возможности этих каналов ограничены только текстом, звуком и видео при весьма скромных размерах дисплеев. Но площади экранов быстро растут, они становятся все более интерактивными, а их изображения - трехмерными. Через несколько лет эти возможности будут включать запахи и тактильные ощущения:
У этой жизнеутверждающей панорамы есть - как у всего на свете - своя оборотная сторона. Изобретательность и энергия темных и серых сил не уступает продуктивности сил созидательных. Разнообразие вирусов и всевозможного сетевого жулья растет быстрее, чем средства борьбы с ними. Спам забивает почтовые каналы. Жизнь в сети становится излишне шумной и небезопасной.
Мир Интернета максимально децентрализован и практически не поддается контролю. Государственные границы становятся все более прозрачными для информационных потоков и каналов связи, размываясь буквально на глазах. Эта неуправляемость сети все больше беспокоит государства. Часть Интернета можно захватить как телестудию, организовав кумулятивный информационную выброс или мощную массовую дестабилизирующую компанию. Через него можно сломать защиту ключевых центров управления, разрушить системы связи, дезорганизовать руководство войсками и тылом. Недаром в ведущих армиях появляются соответствующие подразделения.
Расширяясь и увеличивая пропускную способность своих каналов, Интернет начинает "зашкаливать", приближаясь по масштабу к всемирному информационному потопу: Возможности манипулирования получают новые средства, политтехнологии и реклама глушат все осмысленное. Реки новостей и информации самого разного вида сливаются в белый шум, в котором свобода публичного слова теряет смысл, поскольку прорваться сквозь него могут только профессионалы. В океане Интернета тонет все: сети запросов приносят горы мусора, в которых часто невозможно найти нужные данные.
Интернет рождает культурную революцию. Делаясь более доступной, культура становится все более уязвимой: многообразие контактов автоматически плодит "диалекты" и формы коммуникации. Размножаясь как кролики и вылезая за всякие привычные рамки, суб и субсубкультуры ставят под вопрос существование самого русского языка, а, следовательно, и базового треугольника цивилизации

Культура
/ \
Язык - Общение
Конечно, субкультуры существовали всегда, часто являясь формой активной или пассивной конфронтации с культурой официальной. Даже советская власть не могла искоренить ненормативную лексику, блатную феню, подростковый школьный жаргон, сленг "стиляг" и т. п. Просто пространства этих субкультур и их каналы общения были ограничены, что сводило к минимуму возможности их влияния на общенациональные язык и культуру. Какую бы реакцию со стороны main stream они не вызывали, они не могли расшатывать культуру, а скорее подпитывали ее разнообразие.
Социальная революция 90-91 года, снижение качества образования и половодье Интернет радикально нарушили этот баланс. Средний класс, традиционная опора языка и культуры, перестает ассоциироваться с понятием интеллигенция. Этическая норма лексики опустилась как никогда, соблюдение орфографии, синтаксиса и пунктуации становятся экзотикой, верность которой пытаются сохранить только официальные источники и литературные издания.
В расшатывании устоев языка участвует множество факторов: низкий уровень молодежных субкультур, поучивших неограниченное пространство сети для своих ограниченных средств самоутверждения; масскультура, у которой с языком такие же нелады, как у Эллочки Людоедки; желтая пресса, как сорока тянущая в СМИ любую лексику, которая кажется ей "крутой"; влияние английской коммерческой, программной и "культурной" терминологии почти во всех сферах жизни и т. п.
Здесь я перечислил внутренние факторы, но есть и внешние. Русский язык вытесняется в СНГ и уже изгнан в странах бывшего соцлагеря. Русскоязычный Интернет важен не только для России, но и для многомиллионной русскоязычной диаспоры, однако его место в сети постоянно снижается.
Этот процесс приближается к той черте, за которую дальше отступать некуда. По-видимому, единственный выход здесь - объединение сил (а они потенциально еще огромны) для создания национального проекта на пересечении русского языка и Интернет. Такую проект должно сформировать государство. Либо, если оно распишется здесь в своей неспособности, нам придется организовывать его самим как "общенародную стройку".
А. С. Нариньяни
(перепечатка)  

 2007-06-19  05:27:04


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология